Йог Рамачарака. Наука про дихання індійських йогів (1916)

Сьогодні хочу з вами поділитися витримками з досить недавнього трактаку Йога Рамачараки, випуску 1916 року. Читати такі трактати в репринтному виданні – це приємність для філолога, лінгвіста, але ще й крім того, це фокус на містичності простих речей.

Прийдеться трішки приділити часу і уваги цьому посту))))))

Книга Йога Рамачараки “Наука про дихання індійських йогів” трішки виводить в сторону поняття про саме дихання, поняття про чакри, про ауру, еґо і ще декілька речей, які взагалі-то зараз виглядають в сучасній езотериці як підміна понять.

Але все послідовно і з цитатами і коментарями.

1. Если кто-либо при дыхании не посылает воздуха в легкие в достаточном количестве, работа крови не может совершаться должным образом; в результате тело не получить достаточно питания и последует болезнь или вообще нарушение здоровья. Кровь того, кто дышит неправильно, вследствие этого бывает синеватого темного цвета, заметно отличающегося от яркой красноты нормальной, богатой кислородом артериальной крови. Это часто выражается уже в самой бледности лица у таких людей, тогда как правильное дыхание дает человеку энергичное кровообращение и яркий здоровый румянец.

2. Прана всё проникает собою. Она находится во всём, имеющем жизнь. Так как по учению оккультной философии жизнь есть во всем, во всех вещах, в каждом атоме — видимая безжизненность вещи есть лишь низшая степень проявления жизни — то по этому учению прана разлита в природе везде, находится во всем. Она не должна быть смешиваема с “Ego”, “Я” — с этой частицей божественного духа в каждой душе, около которой сосредоточивается материя и энергия. Прана есть просто форма энергии, которой “Я” пользуется для своего материального проявления. Когда “Я” оставляет свое физическое тело, прана, не будучи более под воздействием его воли, подпадает под воздействие отдельных атомов или группы атомов, составляющих тело, и так как тело подвергается распаду на составные свои элементы, то всякий атом захватывает в себя частицу праны, достаточную для того, чтобы образовать новую комбинацию, новое живое тело, остальная же прана возвращается в океан мирового запаса, из которого она отделилась. Её связь с телом существует, пока длиться воздействие воли “Я”, и этою волею атомы тела удерживаются вместе.

Тут прошу звернути увагу на те, що на початку 20-го століття «Еґо», «Я» все ще вважалося частиною божественного духу в кожній душі. А гоніння Еґо за останні 100+ років, мабуть, після Юнга з Фройдом, призводять до того, що в деяких виданнях чи твердженнях інших «йогів» Еґо – це все зло, яке у людині накопичується за життя і таке Еґо потрібно «розвтілювати».

3. Если мы назовем праною действующее начало в нашей так называемой жизненности, то мы образуем себе более ясное представление о той важной роли, которую она играет в наших жизнях. Так же точно, как кислород крови расходуется кровеносной системой для потребностей тела, так и прана нашей нервной системой расходуется на наши мысли, желания, и другие виды душевной деятельности, вследствие чего необходимо постоянное возобновление её запасов. Каждая мысль, каждое действие, каждое усилие воли, каждое движение мускулов употребляет на себя известное количество того, что мы называем нервной силой и что в действительности есть одна из форм праны. Чтобы двинуть мускул, мозг посылает волевой ток по нервной системе, мускул сжимается и вот часть праны израсходована. Если вы вспомните, что наибольшая часть праны, получаемой человеком, им усваивается из вдыхаемого воздуха, вам станет вполне ясной вся важность для вас правильного дыхания.
Прана— это универсальное начало энергии, проявляющейся в самых разнообразных видах, включая жизненную силу.
Пранаяма, это — контроль над праной, особенно над праной, принявшей форму жизненной энергии. Йоги утверждают, что этот контроль, если он доведен до достаточно высокой степени, дает человеку господство над всеми другими проявлениями праны в природе и есть секрет власти и могущества.

4. Ученик, желающий постигнуть науку Пранаямы и её метод, должен изучать практически “сидение йогов”, т. е. позу, которую принимают и сохраняют йоги во время своих упражнений. Это — сидение на полу или на земле в слегка наклоненном вперед положении, так, чтобы голова, шея и грудь находились на прямой линии, идущей вниз, а спинной хребет лежал бы свободно и без всякого напряжения в естественном положении.
Затем изучается дыхание, начиная с культивирования естественного размеренного дыхания, медленного вдыхания, удерживания воздуха, в течение известного времени и затем медленного выдыхания. При этом в уме всё время должно произноситься священное слово Ом, которое служит как бы ритмическим отбиванием темпа и сопровождает собой вдыхание и выдыхание.
Следующий шаг — это изучение дыхания через одну ноздрю. Цель здесь заключается в том, чтобы заставить ток Ида идти через левую ноздрю, а ток Пингала и направлять через правую ноздрю. Ученику показывают, как, закрывая правую ноздрю и затем, дыша через левую ноздрю, направлять ток Ида вдоль спинного мозга, сосредоточивая при этом внимание на нисходящем нервном токе. Цель этих действий заключается в том, чтобы разбудить “спящий”, нижний лотос, в котором сохраняется сила Кундалини. Когда вдыхается ток Ида и нервная сила направляется к месту нахождения Кундалини, дыхание задерживается на несколько мгновений, причем в уме образуется (усилием воли) мысленный образ, что ток Ида проходит через “лотос” и идет вверх с правой стороны спинного хребта по каналу Пингала. Затем производится медленное выдыхание по каналу Пингала, через правую ноздрю, при чем закрывается левая ноздря. Наиболее распространенный способ, которому учат начинающих, заключается в том, чтобы закрывать правую ноздрю, вдыхая через левую, затем плотно закрыть обе ноздри, пропуская ток через место, где находится Кундалини, и затем открыть обе ноздри, выдыхая воздух. Потом тот же процесс проделывается в обратном порядке. Воздух вдыхается через правую ноздрю, задерживается на несколько мгновений при обеих ноздрях, плотно закрытых, и затем выдыхается через левую ноздрю.
Центр спинного мозга заключает в себе канал. который йоги называют Сусумна; через этот канал проходит центральный ток, причем токи Ида и Пингала текут каждый с одной стороны Сусумны. Качал Сусумна у обыкновенных людей закрыт; когда же он открывается, человек становится йогом, т. е. начинает обладать сверхнормальными психическими силами. Через раскрывшийся канал Сусумны поднимается вверх к головному мозгу сила Кундалини и переносит ум человека на высшие плоскости. Таким образом “двигание” или шевеление Кундалини в нужном сплетении имеет целью заставить его подняться вверх — таким образом, канал Сусумна медленно и постепенно открывается весь. Сила Кундалини, восходя вверх, пробуждает к деятельности несколько лотосов, лежащих вдоль спинного хребта и соединенных с Сусумной. Нижний из этих лотосов, расположенный в основании спинномозговой колонны, называется Муладхара, следующий называется Свадхистхана; за ним лежит Анахата; дальше Вишуддха; потом Аджна и последний, лежащий уже в головном мозгу, называется Сахасрара или “тысячелепестный лотос”. В нижнем, т. е. в Муладхаре заключена сила Кундалини, а деятельность верхнего состоит в том, чтобы распределять в мозгу поступающую в него силу Кундалини и создавать таким образом возможность того, что является нам в виде сверхнормальных психических и ментальных феноменов.

І ото саме тут якось після Свадхістхани – 2 чакри, іде одразу Анахата – 4 чакра… Дуже дивно пропустити цілу чакру… І ще – Сусумна у порівнянні з пізнішим Сушумна.

5. Западный мир начинает в настоящее время отводить очень много внимания физической культуре и это, конечно, очень хорошо.
Но в увлечении гимнастикой на Западе, часто забывают, что упражнение поверхностных мышц тела, это еще далеко не всё. Внутренние органы также нуждаются в упражнениях, и природа предназначила для их упражнения полное дыхание. Диафрагма есть главное орудие природы для этого внутреннего упражнения. Её движение колеблет все важные органы пищеварения и выделения, массирует и сжимает их при каждом вдыхании и выдыхании, наполняет их кровью, потом выгоняет эту кровь и вообще заставляет эти органы жить более энергичной жизнью. Всякий орган или часть тела, надлежащим образом не упражняемые, постепенно атрофируются и перестают действовать. При слабом движении диафрагмы органы не получают достаточного упражнения и заболевают. Полное дыхание заставляет диафрагму двигаться надлежащим образом, упражняя в то же время среднюю и верхнюю часть грудной клетки. Оно действительно “полно” по своему действию.
Даже с точки зрения одной западной физиологии, совершенно не касаясь восточной науки, полное дыхание по системе йогов представляет собой жизненную важность для всякого человека, который хочет приобрести здоровье и сохранять его. Простота этого средства обновления и оживления организма мешает многим понять его важность.
И люди тратят состояния, пытаясь вернуть здоровье при помощи сложных и дорогих систем лечения, не замечая того, что всегда находится в их распоряжении. Здоровье само сочится в их дверь, но они не пускают его. Поистине камень, который отбрасывают строители, ложится во главу угла храма здоровья.

6. Очистительное дыхание проветривает и очищает легкие, возбуждает все их клеточки и повышает общее здоровье всего организма, освежая всю систему. Ораторы, певцы, учителя, актеры и люди других профессий, которым приходится сильно напрягать легкие, найдут это упражнение необыкновенно успокаивающим и поднимающим силы усталых дыхательных органов.
1) Вдохнуть полное дыхание.
2) Удержать дыхание на нисколько секунд.
3) Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем, на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т. д., пока воздух не будет весь выдохнуть. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.

7. Оживляющее нервы дыхание йогов
Это упражнение создает возбуждающее давление, которое влияет на нервные центры и через них возбуждает и усиливает деятельность всей нервной системы, посылая усиленный поток нервной силы во все части тела.
1) Стать прямо.
2) Вдохнуть полное дыхание и задержать его.
3) Протянуть руки вперед, ослабив, насколько возможно, их мускулы и оставляя в них только такое количество нервной силы, чтобы держать их в вытянутом положении.
4) Медленно отвести руки к плечам, постепенно сжимая мускулы и вкладывая в них силу таким образом, чтобы, тогда руки будут совсем раздвинуты, кулаки были бы крепко сжаты и в мышцах рук чувствовалась бы дрожь.
5) Затем, по-прежнему держа мускулы напряженными, медленно раскрыть сжатые кулаки, и затем быстро сжать их. Повторить это движение несколько раз.
6) Сильно выдохнуть воздух через рот.
7) Проделать очистительное дыхание.
Действие этого упражнения зависит в значительной степени от быстроты сжимания кулаков и от напряжения мускулов, а главным образом, конечно, от глубины вдыхания.

8. Дыхание йогов для развития голоса
Йоги практикуют особую форму дыхательных упражнений, в результате которых их голоса делаются мягкими, глубокими и получают удивительную способность достигать гораздо дальше голоса обыкновенного человека, не делаясь в то же время грубыми или жесткими. Упражнение, описываемое ниже, с течением времени даст голосу человека эти свойства, или, говоря короче, даст ему голос йогов. Нужно понять, конечно, что эта форма дыхания употребляется только как добавочное упражнение в известных случаях и что её нельзя рассматривать как регулярную форму дыхания.
1) Вдохнуть полное дыхание очень медленно, но сильно, через ноздри, стараясь вдыхать как можно дольше.
2) Задержать дыхание на несколько секунд.
3) Выдохнуть воздух очень сильно одним дыханием через широко открытый рот.
4) Успокоить легкие очистительным дыханием.
Не вдаваясь глубоко в теорию йогов о произведении звуков при разговоре и пении, мы только скажем, что опыт научил их тому, что тембр, качество иди сила голоса зависят не только от производящих звуки органов в горле, но, в значительной степени, от мускулов лица, которые играют здесь очень большую роль. Некоторые люди с очень большой вместимостью грудной клетки производят только очень слабые звуки, тогда как другие, обладающие сравнительно небольшой грудью, дают звуки удивительной силы и чистоты.

9. Тело есть храм “Я”, светильник, в котором горит огонь Духа. Все хорошо на своем месте, и все имеет свое место. Действительно развивающийся и растущий человек, это человек, развивающийся и растущий одновременно во всех отношениях. Он признаёт одинаково и тело, и душу, и дух и каждому отдает должное. Пренебрежение чем-нибудь есть ошибка, которая в свое время должна быть исправлена. Это долг, который со временем придется платить с процентами.

Я тут навіть не маю що прокоментувати. Хіба в рамочку – і на стіну в кожен езотеричний (йогічні в тому числі) центр.

10. Как говорить старая индусская пословица: “человек, который попробовал горчичное зерно, знает вкус горчицы лучше, чем тот, который видел слона, нагруженного горчичными зернами”.

Це я собі теж записав))))

11. Основи Рейкі, Космоенергетики, Цілительства…
Пользуясь руками для самолечения или для лечения других, необходимо все время держать в уме образ или картину того, как прана выходит из вашего тела по рукам и через кончики пальцев входить в тело других людей или в ваше же собственное тело в нужное место. Разумеется, здесь могут быть даны только самые общие указания относительно лечения различных болезней, но небольшая практика с описываемыми упражнениями, при условии введения в них изменений, нужных для каждого отдельного случая, которые может произвести всякий человек сам, даст удивительные результаты. Некоторые йоги кладут на больное место обе руки и затем, производя ритмическое дыхание, стараются, как можно ярче, представить себе, т. е. держать перед своим мысленным взором, картину, что они как бы изливают прану в больное место тела, укрепляя его, усиливая его и уничтожая в нем все условия, создавшие болезнь. Представьте себе, что вы накачиваете из колодца свежую воду в ведро с грязной водой и видите, как чистая вода вытесняет грязную и, наконец, совершенно заменяет ее собой. Подобные образы помогают установить связь между больным и здоровым состояниями тела и помогают мысленно заменить больное состояние здоровым.

Лучше класть руки на голую кожу, но, вообще говоря, платье не может помешать лечению. Иногда полезно слегка ударять тело кончиками пальцев, держа пальцы слегка раздвинутыми. Это почти всегда облегчает боль пациента, если он ее чувствует. В случае застарелой болезни может оказаться очень полезным давать умственные приказания в следующем виде: “выздоравливайте, выздоравливайте! будьте сильнее, будьте сильнее!” и т. п. Эти слова важны не только для пациента, сколько для вас самих, так как они помогают более точному и строгому направлению вашей воли к желаемой цели. Помните, что за всеми вашими действиями должна стоять воля. Производите изменения в формах лечения соответственно каждому данному случаю, пользуясь в этом отношении своим собственным суждением и своей интуитивной способностью и изобретательностью. Мы даем вам здесь только общие начала, и вы сами должны учиться применять их к сотням различных случаев. Приведенное выше простое упражнение, если его внимательно изучить и правильно применять, даст возможность делать всё, что совершают “магнетические целители”, хотя их системы, обыкновенно, чересчур сложны и громоздки. Они пользуются праной бессознательно и невежественно, называя её магнетизмом. Если бы они умели соединять ритмическое дыхание со своим магнетическим лечением, они получали бы гораздо более важные и значительные результаты.

12. Лечение на расстоянии
Прана, окрашенная мыслью посылающего ее лица, может быть передана на любое расстояние к любому лицу, которое готово принять её. Этим способом также может производиться лечение. Это весь секрет, лечения на расстоянии, которым за последние десятилетия начал интересоваться западный мир. Мысль целителя посылается к желаемому лицу, пропитывая собою посылаемую прану. Пробегая через пространство, мысль соприкасается с психическим аппаратом того человека, к которому она направлена, и входит в его организм. Она невидима, подобно волнам Маркони, она проходит через все препятствия, стоящие на её пути и, повинуясь закону притяжения и отталкивания, находить именно то лицо, к которому она послана, которое соответственно “настроено” для её принятия. Для того, чтобы достигнуть действительных результатов в лечении на расстоянии, вы должны прежде всего обладать способностью ярко представлять желаемое лицо, как бы видеть человека мысленно до тех пор, пока вы не почувствуете, что между вами и им установилась какая-то связь, какое-то соотношение. Эта часть психического процесса, зависящая от образности представлений целителя и чувства установившегося контакта, очень важна, и ее нельзя смешивать ни с какой другой.
Чувство контакта состоит в том, что вы чувствуете, что данный человек как бы находится около вас — это чувство близости.

13. Образование ауры
Если вы находитесь в обществе людей низшего порядка ума, вы чувствуете как бы давящее влияние их мыслей. Попробуйте тогда проделать ритмическое дыхание и, получив благодаря ему добавочный запас праны, создайте мысленный образ, что вы окружаете себя полученной праной, как скорлупой. Заключите себя мысленно в такое яйцо праны, непроницаемое для влияния, идущего с низших плоскостей. Создав яркий мысленный образ такой окружающей вас оболочки, вы почувствуете, что совершенно защищены от влияния грубых мыслей или каких бы то ни было нечистых влияний других.

Отут прямо хочу зауважити: я про це говорю уже майже 20 років. Аура – це лише прояв ефірного тіла, те, чим ми користуємося для впізнавання інших людей, а тут аура – це взагалі захисний шар.

14. Управление эмоциями
Нежелательные эмоции, как страх, тревога, заботы, ненависть, гнев, ревность, зависть, меланхолия, возбуждение, грусть к пр. вполне поддаются контролю воли, и воле очень сильно помогает влиять на них в таких случаях ритмическое дыхание.

Тут теж хочеться собі взяти цей термін. Ми звикли вважати, що є НЕГАТИВНІ і ПОЗИТИВНІ емоції, характеризуючи їх, як електричні імпульси. Термін «НЕБАЖАНІ» емоції трішки міняє весь контекст і додає керованості будь-якому емоційному процесу.

15. Это одна из старейших форм дыхания йогов, она очень важна, приносит большие результаты и ее очень полезно проделывать. Но йогам смешно думать, что в западном мире этот метод очень часто считают главной тайной дыхания йогов. В умах многих западных читателей “дыхание йогов” связано с картиной индуса, сидящего прямо и дышащего поочередно то через одну, то через другую ноздрю.
Тут прямо теж хочеться підкреслити, що йогам смішно про це думати.

І остання цитата, яка, насправді, взята з самого початку книги.

16. “ЙОГИ”
На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое “йоги”, какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя “йогами”. Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного “йога” в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют — это правда, но называть их “йогами” — это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или “профессором” — уличного продавца знахарских снадобий.

==================================
Йог Рамачарака – псевдонім, а може і саньяса (посвячене ім’я) Вільяма Вокера Аткінсона (https://en.wikipedia.org/wiki/William_Walker_Atkinson)

 

Залишити відповідь

Повернутись вверх